Дополнительные изображения
Автор Reutlinger Charles, фотоателье (Шарль Ретлингер)
Название [Портрет П.И. Чайковского]
Время создания [1886–1888]
Место создания Paris
Материал Бумага, картон
Техника Альбуминовый отпечаток
Размеры 19,2 х 12,8 (фотография); 22,5 х 13,1 (бланк) см
Тексты На лицевой стороне бланка внизу золотом: «Reutlinger Ch. Paris». На обороте золотом полустертый текст: «Ch. Reutlinger»
Надписи и штампы на фотографии На фотографии внизу дарственная надпись чернилами: «г. Марквардт/ П. Чайковский/ на память о «Черевичках».
Персоналии Чайковский Петр Ильич (1840–1893) – русский композитор, педагог, дирижер и музыкальный критик. Один из величайших композиторов мира.
Марквардт Август Карлович (1847/51/53–1914) – немецкий и русский корнетист и капельмейстер. Принял подданство Российской империи в 1883 г.
Марквардт Николай Августович – сын А.К. Марквардта.
Поступление Поступила из личного архива А.К. Марквардта, в библиотеку передана А.П. Сапожниковой в 1980 г.
Инвентарный номер ф3577
Фонд/ Коллекция Фотографии/ Персоналии
Реставратор Гарбар Н.М. (Государственный исторический музей, Москва)
Снимок сделан в 1886–1888 гг. в парижском фотоателье, основанном известным фотографом франко-немецкого происхождения Шарлем Ретлингером, который специализировался на создании портретов известных людей, в частности актеров. Существует несколько вариантов этого изображения Чайковского.
Опера «Черевички», упоминаемая композитором в дарственной надписи, – комико-фантастическая опера в 4-х действиях. Ее либретто было написано Я.П. Полонским по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Первое представление прошло 26 ноября 1876 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра под названием «Кузнец Вакула». Несколько представлений оперы в Петербурге и в Москве были принята публикой и критикой прохладно. В 1885 г. Чайковский переработал свое сочинение, которое во второй редакции с большим успехом было поставлено 19 января 1887 г. на сцене Большого театра под названием «Черевички». На премьере композитор впервые выступил в качестве оперного дирижера.
А.К. Марквардт в 1882–1903 гг. служил артистом оркестра (корнетистом) Большого театра, в 1884–1914 гг. был «капельмейстером военной музыки» Московских императорских театров.
Состояние документа до реставрации Фотография была разорвана по центральной горизонтальной линии на две, примерно равные, половины, со срывами и потертостями поверхностного слоя основы отпечатка и бланка. Изображение по краям разрывов потемнело в результате окисления серебра из-за соприкосновения с клеем. На обороте бланка имелся затек по всей поверхности, с утратой цвета верхнего слоя картона и текста. Также отмечалось общее загрязнение фотографии, отставание отпечатка от бланка по краям.
Фотографии присвоена высшая категория сложности реставрационных процессов.
Описание реставрационных работ Поверхностные загрязнения удалены при помощи мягкой кисти, резиновой крошки, и химических растворов. Эмульсионный слой укреплен. С оборотной стороны механическим путем при помощи шпателя отделены верхние слои картона бланка по толщине по всей поверхности. Края разрыва фотографии соединены, срывы поверхностного слоя расправлены и уложены, разрыв подклеен японской бумагой. Незначительные утраты основы бланка восполнены японской бумагой методом наращивания. Фотография отпрессована, места разрыва и восполненных утрат основы тонированы акварелью и цветными карандашами.
Реставрационные работы проведены в 2004 г.