Реставрация изобразительных материалов


Коллекция листовых изобразительных материалов, хранящаяся в Российской государственной библиотеке искусств, складывалась на протяжении многих лет. Она включает гравюры, произведения оригинальной графики, фотографии, открытки и прикладную графику — всего свыше 188 000 единиц. Все эти документы выполнены на бумаге, которая является одновременно и долговечной, и в то же время хрупкой и уязвимой для воздействия внешней среды. Главное, в чем нуждаются документы на бумаге, — правильное хранение, при котором ее старение и разрушение, а также деструкция материалов записи информации (печатная краска, акварель, гуашь, цветные и графитовый карандаши, чернила и другие) многократно замедляются. Создание нормативных условий в библиотечных хранилищах — это одна из наиболее сложных задач, стоящих перед сотрудниками библиотек. Замедлить происходящие в бумаге химические реакции, которые влекут за собой повреждение документов, позволило внедрение консервационных мер — фазового хранения. Создание защитной упаковки должно обеспечивать стабилизацию состояния документов и позволяет дождаться возможности передачи их в реставрацию (при необходимости ее проведения), а реставрационное вмешательство направлено на восстановление эксплуатационных свойств и экспозиционного вида. В библиотеке с начала 2000-х годов получила активное развитие консервация. Именно в это время специалистами РГБИ был сформирован научный подход к решению вопросов сохранности, что положительно сказалось на состоянии как книжного фонда библиотеки, так и фонда изобразительных материалов.

Для создания виртуальной экспозиции, посвященной реставрации изоматериалов, мы отобрали из нашего фонда ряд фотодокументов, гравюр, открыток, произведений прикладной графики.  Экспозицию открывают дагеротипные фотографии.

Дагеротип представляет собой отполированную медную пластину, покрытую тончайшим слоем светочувствительного серебра, в котором формируется изображение. Дагеротипы являются самым уязвимым видом фотографии, требующим исключительно бережного обращения. При несоблюдении правил использования и/или отсутствии нормативных условий хранения изображение легко может быть повреждено или полностью утрачено. В 2003 году в мастерской реставрации фотографий Государственного исторического музея были отреставрированы первые документы из нашего собрания листовых изобразительных материалов — три дагеротипа из коллекции бытовой фотографии. За изменением состояния документов в процессе реставрации можно проследить виртуально и прочитать подробности в соответствующем разделе сайта.

После опыта передачи в реставрацию дагеротипов, работа по сохранности фотографий была продолжена. В период с 2003 по 2005 год было отреставрировано 27 экземпляров. Избранные произведения можно увидеть в разделе «Фотографии». Среди них — портрет композитора П.И. Чайковского работы известного французского фотоателье Ш. Ретлингера и групповой портрет, на котором запечатлены известный антрепренер, создатель и владелец частного оперного театра С.И. Зимин в группе певцов на отдыхе в г. Сочи. Большинство демонстрируемых фотодокументов поступили в библиотеку из частных архивов и этим особенно интересны.

Следующий раздел посвящен реставрации гравюр. В этом разделе — произведения мастеров русской и европейской школ, выполненные в разных техниках: офорт, гравюра резцом, акватинта, литография и других. Особого внимания заслуживают: «Сражение при деревне Лесной» Николя де Лармессена по оригиналу Пьера-Дени Мартена Младшего; «Испанская беседа» Ричарда Пёрселла по оригиналу Карла (Шарля-Андре) Ванлоо; «Вид Триумфальных ворот» Ивана Ивановича Иванова; «Скачки в Гудвуде» Чарльза Ханта по оригиналу Ф.С. Тернера. Каждая из них входит в число произведений, способных украсить любую коллекцию, а некоторые обладают особой ценностью в связи со своим бытованием.

С 2004 года гравюры и гравированные альбомы из фонда РГБИ передавались на реставрацию в ряд профессиональных организаций, но наиболее тесное и плодотворное сотрудничество в течение многих лет сложилось со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря. Кроме того, библиотека предоставляла документы для выполнения дипломных работ на базе Отдела реставрации графики ВХНРЦ учащимися Российского государственного гуманитарного университета и Московского академического художественного училища памяти 1905 года. Карикатура «Французская атака русской бани» и агитационный плакат «Обманутым братьям в белогвардейские окопы» — примеры такого партнерства.

В коллекции РГБИ хранится целый ряд открыток, которые можно рассматривать не только как вид печатной тиражной графики. Они являются также архивными документами — это открытки конца XIX — начала XX века из личного архива первого директора библиотеки А.А. Фомина (1868–1929) и его жены С.В. Фоминой (1886–1962). На оборотной стороне многих из них обнаруживаются письменные сообщения, заклеенные плотной бумагой серо-голубого цвета. Чтобы текст стал доступен для исследователей, необходимо было удалить наклейку с оборота, при этом сохранив его. В результате этой работы отреставрировано свыше 70 открыток, одна из которых «[Ай-Тодор на] Южном берегу» входит в экспозицию «Открытки». В 2013 году в библиотеке был организован Отдел консервации и реставрации листовых изобразительных материалов, куда ежегодно стали передаваться для реставрации изоматериалы из фонда библиотеки. Представленные в виртуальной экспозиции открытки отреставрированы специалистом нашей библиотеки.

Дополняют экспозицию несколько примеров реставрации графики малых форм и архивных документов. Например, программа спектакля, примечательная материалом, на котором она напечатана, — это очень тонкая полупрозрачная бумага, получившая в процессе бытования значительные повреждения.

Всего с 2003 года отреставрировано свыше 350 листов, в число которых входят документы, отреставрированные в Отделе консервации и реставрации РГБИ.



Автор концепции, куратор: Полубнева Ю.А.
 
Дизайн-макет, вёрстка: Никитина Е.В.