Left ImageRight Image

Дополнительные изображения

Автор ?
Название [Групповой портрет]
Время создания [до 1917]
Место создания [Сочи]
Материал бумага, картон
Техника серебряно-желатиновый отпечаток
Размеры 22,5 х 28,7 (фотография); 33,9 х 42,8 (бланк) см
Тексты в правом нижнем углу тиснением фамилия фотографа неразборчиво.
Надписи и штампы на оборотной стороне вверху надпись граф. кар.: «в Сочи/ Зимин, Сперанский, Шевелев, Люминарск, Чугунов,/ Скуба, Маторин, его семья»; штамп черного цвета: «Пров. 35»; фиолетовые штампы библиотеки с инв. номерами чернилами: «Инвен/ 7088»; «Илл. каб./ ГЦТБ/ 11646»; топографический штамп.
Персоналии
Зимин Сергей Иванович (1875 – 1942) – русский театральный деятель, меценат, основатель Оперного театра С. Зимина.
Сперанский Николай Иванович (1877 – 1952) – русский оперный певец (бас). В театре Опера Зимина выступал в 1905 – 1916 гг.
Шевелев Николай Артемьевич (1874 – 1929) – русский оперный певец (баритон). В Опере Зимина пел в 1908 – 1913, затем в Театре музыкальной драмы в 1922 – 1924 гг.
Люминарский Василий Алексеевич – русский оперный певец (бас). В театре Опера зимина выступал в 1908 – 1917 гг.
Чугунов Константин Иванович (1873 – 1945) – русский оперный певец (бас-баритон). В Опере Зимина выступал в 1904 – 1917 гг. В 1917 – 1924 гг. продолжал сотрудничество с Зиминым, работал в его театре, который был переименован сначала в Театр Совета рабочих депутатов, в 1919 г. – Малая государственная опера, в 1921 – в московский Театр музыкальной драмы.
Скуба Петр Александрович (1879 – 1917) – украинский оперный певец (лирико-драматический тенор). В театре Опера Зимина выступал в 1909 – 1914 гг.
Маторин Афанасий Иванович (? – 1926) – декоратор, оформлявший спектакли в театре Опера Зимина.
Поступление поступила из собрания С.И. Зимина (дар Зимина) в 1929 – 1932 гг.
Инвентарный номер 11646
Коллекция/ Фонд Фотографии/ Актерская персоналия
Реставратор Гарбар Н.М.

Как следует из надписи на обороте, фотография была сделана в г. Сочи.
В дневнике С.И. Зимина есть запись от 25 июля 1909 г.: «Июль месяц жил на Кавказе с семьей А.И. Маторина, для чего снимал ему на Верещагинском участке дачу у Брюханенко. Там я чудно провел время в прогулках в горы под предводительством жившего и отдыхавшего там Н.И. Сперанского. В количестве более 10 человек блуждали по горам, нередко между кустарников и лиан, открывая чудесные новые пути. А.И. [Маторин] не любил эти прогулки и предпочитал сидеть дома. Все же вместе с ним взбирались на высокую гору на Мацесте, т[ак] наз[ываемое] «Орлиное гнездо», и спускались по руслу старой реки, купаясь в природном резервуаре с серной водой».
(Зимин С. И. Записки оперного антрепренера / Сергей Иванович Зимин ; Рос. гос. арх. лит. и искусства. [Факсимильное издание]. Москва: Поколения, 2013. С. 185.)
Дата съемки установлена на основании изучения годов жизни запечатленных лиц, в частности П.А. Скубы, скончавшегося в 1917 г. Соответственно, снимок не мог быть сделан позже этого времени. Известно, что Зимин с артистами оперы и Маториным регулярно выезжал на отдых в Сочи, о чем упоминается в книге С.Б. Войтковского: «Лета мы жили вместе с его семьей [А.И. Маторина] на даче в Сочи, и его жена была нашей хозяйкой, окружая всеми удобствами жизни. Купались в море, гуляли по горам в неопределенных направлениях под предводительством Сперанского». (Войтковский С.Б. Сергей Иванович Зимин – антрепренер / Сергей Войтковский. – М. : ЛТИС, 2004. С. 371.)
На фотографии в центре группы запечатлен С.И. Зимин. В верхнем ряду справа: первый – А.И. Маторин, третий – П.А. Скуба, пятый – Н.И. Сперанский. В нижнем ряду слева: первый – В.А. Люминарский, третий – К.И. Чугунов. Н.А. Шевелева установить не удалось.

Состояние документа до реставрации Основные повреждения: обширный затек и последующая деструкция основы бланка, пигментация в результате появления плесневого налета в левом поле; вертикальный затек в виде темной полосы по горизонтали, продолговатые пятна желтого цвета и срывы поверхностного слоя основы отпечатка с эмульсионным слоем в центре фотографии.

Описание реставрационных работ Проведена дезинфекция отпечатка и бланка, очистка поверхностных загрязнений. Фотография была демонтирована с бланка при помощи шпателя, аналогичным образом проделано отслоение верхнего слоя картона с оборотной стороны. Поврежденные места отпечатка и картона были восполнены японской бумагой методом наращивания, разрывы подклеены. Фотография снова наклеена на бланк, сдублирована на бескислотный картон, отпрессована в прессе. Места восполненных утрат и срывов поверхностного слоя на отпечатке тонированы акварелью и цветными карандашами.

Реставрационные работы проведены в 2005 г.