Left ImageRight Image

Дополнительные изображения

Автор Arnout Jean-Baptist, pere (Арну Жан-Батист, отец; 1788–1865) по оригиналу Vivien (Вивьен)
Название Вид Большого театра = Vue du Grand Théâtre
Время создания [1840-е гг.]
Место создания Paris; Москва-Спб
Издательство Lemersier; Дациаро
Материал Бумага
Техника Тоновая литография, ручная раскраска акварелью, белила
Размеры 37,4 х 49,6 см
Тексты над и под изображением Вверху в центре: Moscou.; вверху справа: № 16.
На изображении внизу слева: Arnout pere. Внизу слева: D’après nature par Vivien; внизу справа: Imp. par Lemersier; в центре: Вид Большого театра Vue du Grand Théâtre/ Издание Дациаро/ Publié par Daziaro à Moscou et S-t Petersbourg.
Надписи и штампы на оборотной стороне На оборотной стороне подложки в правом верхнем углу фиолетовый штамп: «Из библиотеки / Волкова», в правом нижнем углу фиолетовый штамп библиотеки с инвентарным номером шариковой ручкой: «Илл. каб./ 43264».
Поступление Поступила из личного собрания Н.Д. Волкова в 1969 г.
Персоналии Волков Николай Дмитриевич (1894–1965) – советский драматург и либреттист, теоретик театра, автор монографии о Мейерхольде.
Инвентарный номер 43264
Фонд Гравюры
Реставратор Полубнева Ю.А. (Российская государственная библиотека искусств, Москва)

Лист 16-й из альбома «Виды Москвы». Выпущен в издательстве, основанном купцом второй гильдии итальянцем Джузеппе (Иосифом Христофором) Дациаро (1806–1865), которое прославилось главным образом изданием литографированных видов двух столиц Российской империи. Изображение было нарисовано на камне и отпечатано в одной из лучших художественных литографий Европы – мастерской Лемерсье в Париже. Литография выполнена по оригиналу Вивьена французским живописцем и гравером, мастером пейзажной графики Жаном-Батистом Арну, который создал многочисленные виды Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа. Изображен главный фасад Большого театра с юга, от Китай-города. Театр построен в 1824–1825 гг. под руководством О.И. Бове с учетом его проекта и конкурсного проекта архитектора А.А. Михайлова, признанного лучшим. Открытие состоялось 6 (18) января 1825 г. После пожара 1853 г. был перестроен по проекту архитектора А.К. Кавоса.

Состояние экспоната до реставрации Литография монтирована в простую гладкую деревянную рамку под стекло. С оборотной стороны в качестве подложки на рамку наклеен картон, затем бумага с глянцевым фактурным покрытием интенсивного розового цвета. Лист не зафиксирован на подложке из картона. Оборот произведения сильно пожелтел, приобрел почти коричневый цвет, поля лицевой стороны покрыты точечными фоксингами коричневого цвета. Отмечались общее загрязнение, точечные пятна неизвестного происхождения, разрывы по краям, утрата основы, срывы поверхностного слоя.

Описание реставрационных работ Произведение обеспылено при помощи мягкого флейца, поля и оборот осторожно очищены резиновой крошкой и ватными тампонами. Красочный слой и белила закреплены тонкой мягкой кистью. После стабилизации закрепляющего раствора, литография промыта от желтизны и водорастворимых загрязнений в ванне с проточной водой на подложке из нетканого материала и двух слоев фильтровальной бумаги на поверхности воды. Проведена общая химическая обработка литографии, и повторная обработка отдельных пятен. Лист промыт от реагентов и продуктов распада в ванне с проточной водой на поверхности воды под контролем качественных реакций как описано выше. Утрата и срывы поверхностного слоя восполнены бумажной массой методом «долива», разрывы соединены и подклеены. Основа укреплена дублированием на тонкую японскую бумагу. Лист отпрессован, выдержан в прессе между сукнами. Неровности тона бумаги и потертости красочного слоя в месте разрыва, тонированы цветными акварельными карандашами и акварельными красками.

Реставрационные работы проведены в 2019 г.