Left ImageRight Image

Дополнительные изображения

Автор Неизвестный литограф
Название Николай Александрович.
Время создания [2-я пол. 1850-х гг.]
Место создания Россия
Материал Бумага
Техника Литография, ручная раскраска акварелью и гуашью, аппликация бумагой
Размеры 40,3 х 32 см
Тексты под изображением Николай Александрович.
Надписи и штампы на оборотной стороне Фиолетовый штамп Музея изящных искусств: «Отд. Грав. / МИЗИС / №». Фиолетовые штампы библиотеки с инвентарными номерами чернилами: «Инвен 27412» (погашено); «Илл. отд./ Г.Т.Б./ 15645» (перечеркнуто); «ГЦТБ/ Гр. 14511»; топографический штамп и пометы графитным карандашом; черный штамп: «Пров. 35». В нижнем поле надпись шариковой ручкой: «Ник. Ал./ Ст. сын Ник I? [зачеркнуто]/ 1843–1864».
Персоналии Николай Александрович (1843–1865) – наследник цесаревич и великий князь, старший сын императора Александра II. Атаман всех казачьих войск (с 1855), генерал-майор свиты его величества (1862), канцлер Гельсингфорсского университета. Николай Александрович был вторым ребенком будущего императора Александра II и его юной супруги Марии Александровны.
Поступление Предположительно, поступила из библиотеки Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) до 1935 г.
Инвентарный номер Гр. 14511
Фонд Гравюры
Реставратор Полубнева Ю.А. (Российская государственная библиотека искусств, Москва)

Портреты членов Императорской фамилии, выполненных в аналогичной технике, есть в фонде Отдела графики Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Портреты почти полностью раскрашены (кроме лица, кистей рук), декорированы позолоченными элементами аппликации (пуговицы, эполеты). Подобные произведения ремесленного изготовления создавались в небольших частных литографских мастерских с коммерческой целью. Это был быстрый способ воспроизведения портретов, имитирующих живопись.
Раскраска листов выполнена с использованием нескольких чистых цветов (синий, зеленый, красный, охра и др.), с четко очерченными границами раскрашенных фрагментов, ровно окрашенным фоном. Работа, предположительно, выполнялась артельным способом – раскраска производилась одними мастерами, другие штамповали жестяные элементы аппликации, третьи соединяли все элементы изображения вместе и тд. 

Состояние экспоната до реставрации Литография раскрашена от руки черной, голубой, синей, красной красками, белилами, фон сплошь закрашен гуашью черного цвета. На изображении аппликация плотной бумагой с рельефом, покрашенной темно-зеленой и золотой (орден) красками. Основа произведения пожелтела, сильно измялась, обветшала, истерлась, подверглась деструкции, сильно выраженной в верхнем и правом полях листа, имела многочисленные глубокие заломы, разрывы, прорывы и утраты (верхнее поле). В местах деструкции бумага стала мягкой и рыхлой. На обороте отмечалось общее сильное загрязнение, многочисленные интенсивные пятна различного происхождения, пятна от клея и пигментация в виде групп темных точечных пятен. Имели место значительные потертости и осыпания красочного слоя фона по краям.

Описание реставрационных работ Поверхностные загрязнения с оборотной стороны удалены мягким флейцем, резиновой крошкой и ватными тампонами, устойчивые загрязнения и пятна клея ослаблены скальпелем. Лицевая сторона локально деликатно обеспылена мягкой кистью. Штампы закреплены тонкой кистью методом обводки. Лист с оборотной стороны увлажнен водно-спиртовым раствором, расправлен на подложке из нетканого материала на «подушке» из нескольких слоев увлажненной тем же раствором фильтровальной бумаги, промыт от желтизны и водорастворимых загрязнений. Процесс проводился несколько раз, через просушивание листа, с заменой фильтровальной бумаги на чистую. Бумажная аппликация удалена во влажном состоянии. Общая химическая обработка проведена полусухим способом с оборотной стороны литографии, с последующим неоднократным промыванием от реагентов и продуктов распада под контролем качественных реакций, как описано выше. Утраты основы восполнены бумажной массой, приготовленной из бумаги, подобранной по цвету и качеству к оригинальной, на столе низкого давления методом «долива», с особой осторожностью. Предварительно разрывы были совмещены, заделаны волокнами бумажной массы, смешанной с клеем, изломы расправлены и деликатно разглажены косточкой, подклеены тонкими полосками японской бумаги. Срывы поверхностного слоя восполнены волокнами бумажной массы. Основа произведения укреплена дублированием на тонкую японскую бумагу, литография отпрессована, выдержана в прессе между сукон. В местах восполненных утрат, неровностей и потертостей красочного слоя, экспонат тонирован гуашью, акварелью, белилами и цветными акварельными карандашами. Аппликация сохранена.

Реставрационные работы проведены в 2020 г.

Фонд гравюр РГБИ хранит три подобных изображения членов Дома Романовых. О реставрации другого произведения – портрета императрицы Александры Федоровны, супруги российского императора Николая I – можно прочитать здесь.