Дополнительные изображения
Автор Борель Петр Федорович (1829–1898) по оригиналу Krüger Franz (Крюгер Франц; (1797–1857)
Название Александра Федоровна.
Время создания [1856]
Место создания [Санкт-Петербург]
Издательство [Ф. Петерсен]
Материал Бумага
Техника Литография, ручная раскраска акварелью и гуашью, белила
Размеры 39,7 х 30,6 см
Тексты под изображением Александра Федоровна.
Надписи и штампы на оборотной стороне Фиолетовый штамп Музея изящных искусств: «Отд. Грав. / МИЗИС / №». Надпись графитным карандашом: «А.Ф. – жена импер. Николая I-го / дочь прусского короля Вильгельма III / 1798 – 1860». Фиолетовые штампы библиотеки с инвентарными номерами чернилами: «Инвен 27456» (погашено); «Илл. отд./ Г.Т.Б./ 15496/2» (перечеркнуто); «ГЦТБ/ Гр. 15793»; топографический штамп библиотеки с пометами графитным карандашом; черный штамп: «Пров. 35».
Персоналии Александра Федоровна (урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская; 1798–1860) – супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.
Поступление Предположительно, поступила из библиотеки Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) до 1935 г.
Инвентарный номер Гр. 15793
Фонд Гравюры
Реставратор Полубнева Ю.А. (Российская государственная библиотека искусств, Москва)
Состояние экспоната до реставрации Изображение раскрашено от руки зеленой, синей и бордовой красками, охрой, белилами, фон сплошь покрашен гуашью черного цвета. Литография пострадала от влаги – на обороте видны размытые следы затеков. Отмечались деструкция, обветшание, рыхлость, сильная измятость и истертость бумаги, особенно в верхнем поле, многочисленные разрывы, с оборота подклеенные широкими полосами тонкой газетной бумаги, фигурный прорыв в нижнем поле, срывы поверхностного слоя бумаги вместе с красочным слоем. Лист был сильно загрязнен, запылен, покрыт разнообразными разноцветными пятнами на оборотной стороне, в том числе пигментными, местами – точечными экскрементами насекомых. Красочный слой покрыт множественными потертостями, местами смазан.
Описание реставрационных работ Поверхностные загрязнения с оборотной стороны удалены мягким флейцем, резиновой крошкой и ватными тампонами, устойчивые загрязнения и пятна ослаблены скальпелем. Лицевая сторона деликатно локально обеспылена мягкой кистью и ватными тампонами. Штампы закреплены тонкой кистью методом обводки. Лист с оборотной стороны увлажнен водно-спиртовым раствором, расправлен на подложке из нетканого материала на «подушке» из нескольких слоев увлажненной тем же раствором фильтровальной бумаги, промыт от желтизны и водорастворимых загрязнений. Процесс проводился несколько раз, через просушивание листа, с заменой фильтровальной бумаги на чистую. Общая химическая обработка проведена полусухим способом с оборотной стороны литографии, с последующим неоднократным промыванием от реагентов и продуктов распада под контролем качественных реакций, как описано выше. Утраты основы восполнены бумажной массой, приготовленной из бумаги, подобранной по цвету и качеству к оригинальной, на столе низкого давления методом «долива». Предварительно разрывы совмещены, заделаны волокнами бумажной массы при помощи скальпеля, изломы расправлены и разглажены аккуратно косточкой, подклеены тонкими полосками японской бумаги. Срывы поверхностного слоя восполнены волокнами бумажной массы. Основа произведения укреплена дублированием на тонкую японскую бумагу. Лист отпрессован, выдержан в прессе между сукон. В местах восполненных утрат, неровностей и потертостей красочного слоя, экспонат тонирован гуашью, акварелью, белилами и цветными акварельными карандашами.
Реставрационные работы проведены в 2019 г.
Фонд гравюр РГБИ хранит три подобных изображения членов Дома Романовых. О реставрации аналогичного произведения – портрета Николая Александровича, наследника цесаревича и великого князя, старшего сына императора Александра II – смотри здесь.