Дополнительные изображения
Автор По оригиналу Колен (Лелуар) Элоизы Сюзанны (Colin (Leloir) Heloise Suzanne; 1820–1874)
Название [Модная картинка (№ 313) из журнала] Новый русский базар/ Год VIII-й № 10.
Время создания [1874]
Место создания [Paris]
Место издания Санкт-Петербург
Материал Бумага
Техника Гравюра на стали, ручная раскраска акварелью
Размеры 37,8 х 27,5 см
Тексты На изображении внизу справа: H. Colin; ниже 313. Под изображением: Новый русский базар/ Год VIII-й № 10./ С.Петербург.
Надписи и штампы на оборотной стороне Фиолетовые штампы библиотеки: «Инвен 28013» (погашено); «Илл. отд./ Г.Т.Б./ 24735/9» (перечеркнуто); «ГЦТБ/ Гр. 16562/6»; топографический штамп библиотеки и пометы графитным карандашом; черный штамп: «Пров. 35».
Поступление Поступила до 1935 г.
Инвентарный номер Гр. 16562/6
Фонд Гравюры
Реставратор Полубнева Ю.А. (Российская государственная библиотека искусств, Москва)
В третьей четверти XIX в. наиболее известными иллюстраторами французских модных журналов были три сестры Колен: Элоиза Колен, Анаис Тудуз (Anais Toudouze; 1822–1899) и Лаура Ноэль (Laure Noel; 1827–1878). Гравюра выполнена по рисунку одной из них, Элоизы Колен.
Журнал «Новый русский базар» – иллюстрированный дамский еженедельный журнал, издававшийся в 1867–1905 гг. в Санкт-Петербурге. Журнал был большого формата, включал в себя множество раскрашенных гравюр с самыми последними моделями парижской моды.
Элоиза Колен – дочь живописца и литографа Александра Колена (Alexandre Colin; 1798–1875), жена живописца Жана-Батиста Огюста Лелуара (Jean-Baptiste Auguste Leloir; 1809–1892), мать художника-иллюстратора Мориса Лелуара (Maurice Leloir; 1851–1940).
В фонде гравюр библиотеки хранится коллекция модных картинок Англии, Германии, Польши, Франции и России нач. XIX–нач. XX вв., которая насчитывает свыше 6000 единиц.
Состояние экспоната до реставрации Произведение измято, особенно сильно по краям. Отсутствует левый верхний угол, утрата с оборота подклеена копией библиотечной справки. Отмечались также многочисленные глубокие сгибы и разрывы по краям, с оборота подклеенные тонкой газетной бумагой, круглые отверстия диаметром 0,5 см вдоль левого края, срывы поверхностного слоя в местах разрывов и утрат. Бумага пожелтела, обесцветилась в местах подклеек.
Описание реставрационных работ Поверхностные загрязнения с оборота и полей лицевой стороны, свободных от рисунка, удалены резиновой крошкой и ватными тампонами. Изображение обеспылено мягким флейцем. Красочный слой закреплен. Справка, восполняющая утрату левого верхнего угла, осторожно отделена от основы. Картинка промыта от желтизны и водорастворимых загрязнений на подложке из нескольких слоев влажной фильтровальной бумаги, с заменой бумаги на чистую по мере загрязнения. Наклейки и следы клея удалены во влажном состоянии. Проведена общая химическая обработка, которая повторялась несколько раз до выравнивая тона бумаги. Лист промыт от реагентов и продуктов распада в ванне с проточной водой на поверхности воды. Утраты основы были восполнены бумажной массой, приготовленной из бумаги идентичной оригинальной, методом «долива» на вакуумном столе. Разрывы соединены, изломы разглажены косточкой, промазаны клеем, укреплены тонкими полосками японской бумаги. Экспонат сдублирован на японскую бумагу, отпрессован, выдержан в прессе между сукнами. В местах восполненных утрат, соединенных разрывов, неровностей и потертостей красочного слоя гравюра тонирована цветными акварельными карандашами и акварельными красками.
Реставрационные работы проведены в 2019 г.