Left ImageRight Image

Дополнительные изображения

Автор Larmessin Nicolas de (Лармессен Николя де; 1684–1753/ 55) по оригиналу Martin le Jeune Pierre-Denis (Мартен Младший Пьер-Дени; 1663–1742)
Название Сражение при деревне Лесной 28 сентября 1708 г.
Время создания 1722–1724
Место создания Россия
Материал Бумага
Техника Офорт, гравюра резцом, ручная раскраска акварелью
Размеры 53,5 х 68,5 см
Тексты под изображением Изображенiе баталiи между частiю войскъ россiйскихъ которыя были тогда въ прiсудствiи команды/ его царского величества i свеъискихъ подкомандою генерала графа Левенгаупта прiдеревнъ Лесной/ которая отъ Пропоиска въ двухъ миляхъ сентября. Въ 28 день. 1708.
Надписи и штампы на оборотной стороне Фиолетовый штамп библиотеки и инвентарный номер шариковой ручкой.
Поступление ?
Инвентарный номер Гр. 20711
Фонд Гравюры
Реставраторы Темерина О.С. (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Москва), Полубнева Ю.А. (Российская государственная библиотека искусств, Москва)

Битва при Лесной 28 сентября (9 октября) 1708 г. – одно из главных сражений Северной войны, в котором русский корпус под командованием Петра I разбил превосходящие по численности шведские войска.
В 1717 г. Петр I заказал Пьеру-Дени Мартену Младшему четыре картины, изображающие основные битвы Северной войны, в том числе «Сражение при Лесной». В 1722–1725 гг. с них были выполнены гравюры, шпалеры и живописные варианты меньшего формата. «Сражение при Лесной» изготовил французский гравер резцом и офортист, мастер батальных, мифологических и библейских сцен, представитель парижского семейства издателей и граверов Николя де Лармессен. 

Состояние экспоната до реставрации Офорт при поступлении в реставрацию имел сложную структуру. Произведение было сдублировано на серый картон, окантовано полоской ледерина синего цвета, с загибом на лицевую сторону, затем вдоль верхнего края приклеено к подложке из серого картона. Подложка также окантована полосой синего ледерина. В результате дублирования лист деформировался, на нем появились множественные «волны» с утратами красочного слоя. Правое и левое поля обрезаны, с утратой небольшого фрагмента изображения слева. В центральной части произведения на лицевой стороне отмечались затеки и пятна плесени/ пигментные пятна серо-коричневого цвета. Кроме того, по всей поверхности имелись многочисленные загрязнения, пятна различного происхождения, точечные экскременты насекомых, множественные мелкие срывы поверхностного слоя по всей поверхности, особенно в левом поле.

Описание реставрационных работ Подложка из серого картона отделена от гравюры механическим путем. Произведение локально обеспылено мягкой кистью, поверхностные загрязнения ослаблены, экскременты насекомых разрушены скальпелем. Текучий красочный слой закреплен. Закрепление проводилось несколько раз через просушивание. После стабилизации закрепляющего раствора на оборот и места окантовки с лицевой стороны нанесен раствор Метилцеллюлозы (МЦ) при помощи которого от основы офорта был отделен дублировочный картон и окантовка из ледерина. Последовательно проведены промывка произведения от желтизны и водорастворимых загрязнений, следов МЦ на «подушке» из нескольких слоев влажной фильтровальной бумаги, просушивание, затем общая химическая обработка на вакуумном столе и обработка устойчивых пятен и краев затека. Лист промыт от реагентов и продуктов распада в ванне с проточной водой на поверхности воды под контролем качественных реакций. Утраты основы восполнены бумажной массой, приготовленной из бумаги, идентичной авторской, на вакуумном столе методом «долива». Офорт укреплен дублированием на два слоя реставрационной бумаги, помещен в пресс, выдержан в прессе между сукнами. Места восполненных утрат и неровностей тона основы и потертостей красочного слоя тонированы акварелью и цветными акварельными карандашами, графитным карандашом.

Реставрационные работы проведены в 2008 г.